Титановые усилия для спасения отрасли — MetalTrade

Рекламно-информационное издание

Назад к новостям

Титановые усилия для спасения отрасли

Новости металлургии

Состояние мировой экономики во многом сказывается и на развитии титановой отрасли. Особенно это заметно на примере Украины. Если говорить о производстве металлического титана, то центр его традиционно находился в Запорожье. Именно здесь был построен титано-магниевый комбинат и создан Институт титана, где сосредоточились основные отраслевые научно-исследовательские силы первого социалистического государства. Сегодня в том, что оба эти лидеры бывшего цветмета остались в живых, во многом заслуга самих металлургов, ученых и общественности. Комбинат неоднократно менял хозяев, но все-таки вернулся под опеку государства.

Кризис в украинской титановой отрасли вполне объясним: с распадом СССР снизилась потребность ВПК в производстве первичного титана. Авиационные и космические ведомства также снизили заказы на этот металл. Для выпуска же продукции гражданского назначения его много не требовалось. Но все понимали перспективность этого направления в металлургии.

Как известно, титан обладает хорошим сочетанием механических и технологических свойств. Например, по утверждению специалистов, соотношение прочности к удельному весу у титана на 74% выше, чем у алюминия, и на 102% выше, чем у хромомолибденового сплава. Высокая коррозионная стойкость и прочность в сочетании с низкой плотностью и теплопроводностью обуславливает его широкое применение в различных отраслях промышленности. И, прежде всего, в авиации и космонавтике. Переход на титановые сплавы позволил создать уникальные самолеты типа МИГ-25 или МИГ-31, которые до сих пор позволяют развивать огромные скорости при выполнении полетных заданий и не имеют аналогов среди аналогичного класса самолетов в других странах. Нельзя не упомянуть о подводных лодках и космических аппаратах, где каждый сэкономленный грамм выведенного на орбиту веса обходится в приличные суммы на земле. Не говоря уже об атомной энергетике и химии, где многие процессы протекают в агрессивной среде.

Правда, нелегированный титан обладает рядом недостатков, ограничивающих его применение в чистом виде. Однако сплавы на основе титана имеют массу положительных свойств. По крайней мере, в мире уже никто не сомневается в востребованности титановой продукции — вопрос лишь в цене. Это, безусловно, самое «узкое» место для титановой экспансии на мировые рынки. Поэтому ученые продолжают искать способы удешевления производства и, соответственно, повышения привлекательности титана.

Анализ удельной себестоимости показывает, что основные затраты (до 52%) приходится не на подготовительные технологические процессы, а на заключительный передел ‒ получение проката. В Запорожье давно уже планировалось производство проката, а не одной лишь титановой губки и слитков, но, как всегда, вопрос тормозился из-за недостатка финансирования.

В последнее время негативное влияние на отрасль оказывал экономический кризис. Сузилось производство титаносодержащей продукции не только в странах СНГ, но и в мире. Подчеркнем, что именно производство, а не потребность. Именно перспективность этого направления дает надежду научным кадрам и производственникам на его дальнейшее развитие.

Но вернемся к украинским титановыми проблемам, которые тесно связаны с мировыми. Еще в январе правительство исключило из состава ГАК «Титан Украины» единственного в стране производителя титановой губки ‒ госпредприятие «Запорожский титаномагниевый комбинат», которое также было передано на баланс Фонда госимущества для привлечения инвестора. На базе ЗТМК будет создано общество с ограниченной ответственностью, в которое Фонд внесет целостный имущественный комплекс предприятия и получит 51% акций компании, а инвестор ‒ денежные средства и 49%.

В общем-то, простая приватизация. Правда, некогда важного стратегического объекта, который ныне остро нуждается в инвестициях и некоторых преференциях от государства ‒ прежде всего, в виде снижения энерготарифов. Кто станет инвестором, также не вызывает больших споров. Титановая отрасль находится в сфере влияния известного олигарха Дмитрия Фирташа, который планирует вложить в ее развитие $2,4-2, 7 млрд.

По его словам, Украина имеет большие перспективы именно на рынке титановой продукции. Крупнейшие мировые авиакосмические корпорации Boeing и Airbus продолжают расширять производство и создают спрос на титан. «Я уверен, что титан ‒ это будущее. Причем, в ближайшем будущем возникнет дефицит титановой продукции. Сейчас четыре участника воюют за этот рынок: Китай, Россия, Казахстан, США. А нас там почему-то нет! Украина может занять на этом рынке второе место», ‒ таково мнение олигарха. Тем более что и сырье для производства добывается на двух украинских ГОКах. А его там находится около 30% от разведанных мировых запасов. Наша компания предлагает водителям лучшие условия работы, круглосуточную техническую поддержку, стабильную ежедневную выплату зарплаты и бонусов. Более 30.000 водителей работают с нами, оценили все выгоды от сотрудничества. Для того чтобы стать водителем Яндекс такси, достаточно зайти на сайт taxi.kg Нет необходимости приезжать в офис. Вам необходимо скачать программу, внести данные водительского удостоверения и подождать приблизительно 3 часа. Мы внесем ваши данные в систему Яндекса. Вам придёт SMS–подтверждение о регистрации. Осталось скачать приложение Яндекс. Таксометр и начать работу.

Перспективы развития отрасли внушают оптимизм и ведущим специалистам-титанщикам Украины и России. Ибо традиционно их общение не прерывалось из-за развала Союза. Да и сотрудничество никто не отменял. Ведь украинские производители титана лишились важного конечного передела. И эту нишу заполнил ООО «ВСМПО Титан Украина» или проще ‒ трубный завод «ВСМПО-Ависма», созданный на базе одного из цехов Никопольского южнотрубного завода и фактически принадлежащий российской корпорации «ВСМПО Ависма». Здесь из российского сырья производятся бесшовные трубы из титановых сплавов, используемые в авиастроении и строительстве подводных лодок. Таким образом, уже есть конкретное производство из готового проката, который можно получать и в Украине. И потенциал Южнотрубного вполне можно подготовить и использовать для совместных инвестиций.

Все-таки человеческие связи, интересы и проблемы оказались крепче политических отношений. Что в очередной раз подтвердила прошедшая недавно в Запорожье 3-я научно-техническая конференция «Титан-2012: производство и применение», где присутствовали специалисты двух стран из различных вузов, НИИ, исследующих данную тематику, и действующих производств. Казалось бы, рынок требует конкуренции. И это правильно, так как научные силы к ней готовы и ждут только надежного инвестора. А в таких случаях конкуренция предполагает не противостояние, а обмен мнениями и идеями. Часто в рамках совместной их реализации. Не все, что было ранее, надо отбрасывать. Наступает время собирать камни. В том числе и «титановые».

Редакция благодарит www.Rusmet.ru и Валерия Фортунина

за предоставленные материалы

 

 

партнеры

фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра
фото партнёра